Skip to content

h2center.ru

ООО КВТ arrow Материалы arrow Статьи arrow Банкротство НИК НЭП, Часть 5. Итоги
Банкротство НИК НЭП, Часть 5. Итоги Версия для печати

О "водородной копеечке" или о развитии инновационных технологий в России

Банкротство НИК НЭП . Часть 5 . Итоги .

Говоря об итогах банкротства НИК НЭП , следует напомнить, что в развитие водородных технологий, включая топливные элементы, ОАО ГМК «Норильский никель» за период с 2004 по 2008 год вложила около 10 миллиардов рублей, в том числе в НИК НЭП более 2 миллиардов рублей в качестве безвозмездного вклада в добавочный капитал. Как следует из промежуточного ликвидационного баланса, стоимость имущества предприятия в результате процедуры ликвидации снизилась более чем в 6 раз. Валюта баланса, по состоянию на 31.07.2009 года, составляла 1941157 тыс. руб., а, по состоянию на 25.09.2009 г., снизилась до 339123 тыс. руб. При этом, стоимость вложений во внеоборотные активы, в состав которых входили оригинальные инновационные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, выполненные ведущими институтами РАН, Роскосмоса и Росатома, а также опытные образцы инновационного оборудования, сократилась с 1 390 245 тыс. руб., до 99 тыс. руб., а стоимость нематериальных активов, которые состояли, главным образом из патентов, так же связанных с инновационной деятельностью предприятия, снизилась с 105 000 тыс. руб. до нуля. Экономический эффект от деятельности НИК НЭП оказался не просто нулевым, но и принес существенный убыток партнерам, организациям подрядчикам. В соответствии с предварительным ликвидационным балансом (см. раздел 2) задолженность НИК НЭП перед кредиторами составила 206 млн. руб. В том числе: перед сотрудниками НИК НЭП (20%), Федеральным агентством по науке и инновациям (34%), ФГУП Исследовательским центром им М.В. Келдыша (20%), ФТИ им. А. Ф. Иоффе РАН (10%), ОАО «КВАНТ Н» ( 5 %), ООО ИТЦ ВТ (2,2%), НП НАВЭ (1%) и др. Кроме того, по объемам выполненных работ (т.е. при наличии подписанных обеими сторонами актов приемки-сдачи) исполнитель обязан начислить реализацию, которая должна лечь в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль предприятия и налога на добавленную стоимость (НДС). Таким образом, НИК НЭП , имея согласованную с ОАО ГМК "Норильский никель" программу работ, в 2008-2009 годах подписывала акты выполненных работ по договорам, которые были заключены в 2007-2008 годах. В свою очередь, предприятия подрядчики, являясь законопослушными юридическими лицами, в установленном порядке представляли НИК НЭП счета-фактуры. В соответствии с законодательством прядок уплаты НДС осуществляется "по начислению". Это означает, что выданные счета-фактуры являются основанием для начисления подрядчиками НИК НЭП налога на добавленную стоимость. А НИК НЭП , в этом случае, имеет на основании полученных счетов-фактур право истребовать этот налог у бюджета. Таким образом, компания НИК НЭП приняв, но не оплатив подрядчикам за выполненные ими работы, получила право истребовать из бюджета более 80 млн. рублей, а доверчивые подрядчики оказались реально должны бюджету начисленный НДС и налог на прибыль, по которым в случае не уплаты будут начисляться пени. В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом НИК НЭП сумма задолженности бюджета перед НИК НЭП по НДС составляла на 25 сентября 2009 года 78313 тыс. руб. (строка 220).

Исходя из сложившейся ситуации, на пример, ООО ИТЦ ВТ выполняя для НИК НЭП работы, связанные с созданием законодательной и нормативно-технической базы водородных технологий, включая топливные элементы, оплата за которые не была произведена, оказалась должна бюджету НДС и пени по начисленной реализации.

1

ГОСТ Р 54110-2010, введен с 31.07.2011 г.,

Класс 27.075 Водородные технологии

Водородные генераторы на основе технологий переработки топлива. Часть 1. Безопасность

Hydrogen generators using fuel processing technologies Part 1. Safety

2

ГОСТ Р 54111.1-2010, введен с 31.07.2011 г.,

ГОСТ Р 54111.2-2010, введен с 31.07.2011 г.,

ГОСТ Р 54111.3 -2011, вводится с 31.07.2012 г.

Класс 27.070 Топливные элементы

Дорожные транспортные средства на топливных элементах – Требования безопасности:

Часть 1: Функциональная безопасность транспортного средства

Часть 2: Защита от опасностей, связанных с использованием водорода, в транспортных средствах, работающих на водородном топливе

Часть 3: Защита людей от поражения электрическим током

Fuel cell road vehicles — Safety specifications —Part 1: Vehicle functional safety

Fuel cell road vehicles — Safety specifications—  Part 2: Protection against hydrogen hazards for vehicles fuelled with compressed hydrogen

Fuel cell road vehicles — Safety specifications— Part 3:Protection of persons against electric shock

3

ГОСТ Р 54113-2010, введен с 31.07.2011 г.,

Класс 27.075 Водородные технологии

Соединительные устройства для многократной заправки сжатым водородом наземных транспортных средств

Compressed hydrogen surface vehicle refuelling connectin devices

4

ГОСТ Р 54114-2010, введен с 31.07.2011 г., Класс 27.075 Водородные технологии

Передвижные устройства и системы для хранения водорода на основе гидридов металлов

Transportable gas storage devices — Hydrogen absorbed in reversible metal hydride

5

ГОСТ Р ИСО 20100-2012, планируется ввести с 31.07.2013 г.

Класс 27.075 Водородные технологии

Водород газообразный, заправочные станции

ISO/TS 20100:2008(E) Gaseous hydrogen — Fuelling stations

6

ГОСТ Р ИСО 14687-2012, планируется ввести с 31.07.2013 г.

Класс 27.075 Водородные технологии

Топливо водородное. Часть 1. Технические условия на продукцию

Hydrogen fuel — Product specification

7

ГОСТ Р ИСО 14687—2—2012, планируется ввести с 31.07.2013 г.

Класс 27.075 Водородные технологии.

Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Применение водорода для топливных элементов с протонообменной мембраной (РЕМ) дорожных транспортных средств

Hydrogen fuel — Product specification — Part 2: Proton exchange membrane (PEM) fuel cell applications for road vehicles

8

Предварительный стандарт на базе ISO/TR 159167, планируется ввести с 31.07.2012 г.

Класс 27.075 Водородные технологии.

Основные требования, обеспечивающие безопасность систем с использованием водорода

Basic considerations for the safety of hydrogen systems

9

ГОСТ Р ИСО 13985 — 2012, планируется ввести с 31.07.2013.

Класс 27.075 Водородные технологии

Жидкий водород. Топливные баки для наземного транспорта

Liquid hydrogen — Land vehicle fuel tanks

 

 

Вместе с тем, работа по заказу ГМК, связанная с формированием нормативно-технической базы водородных технологий, в 2009-2011 годах, не смотря на все трудности, была выполнена. Росстандартом утверждены и в 2011 году поступили в открытую продажу 5 национальных стандартов. В 2012 году будут приняты еще 2 национальных стандарта, а 2013 году будут введены еще 5 стандартов. Всего до 2014 года планируется ввести 12 национальных стандартов. Вопросы формирования россиийской нормативно-технической базы и законодательства в области водородных технологий подробно освещены в одноименной статье автора на сайте ИТЦ ВТ

Вопреки заверениям конкурсного управляющего НИК НЭП в Арбитражном суде Ростовской области, о том, что вложенные ГМК в свою дочернюю компанию инвестиции не дали результатов, работы по формированию нормативно-технической базы были доведены до логического конца. Важность этих работ очевидна, их реализация позволит имплементировать международные стандарты ИСО в области водородных технологий и топливных элементов в национальную систему стандартизации. Введение указанных национальных стандартов, первый шаг на пути интеграции нашей страны в мировой рынок водородных технологий.

 

Таким образом, с определенной долей сарказма можно констатировать, что единственным результатом деятельности НИК НЭП , как управляющей компании ОАО ГМК «Норильский никель», за 5 лет стало разработка 12 национальных стандартов, выполняемых ООО ИТЦ и НП НАВЭ, работы над которыми этими организациями осуществляется даже не благодаря, а вопреки финансовой политики основного заказчика и его дочерней компании. Если исходить из справедливости этих рассуждений, то стоимость каждого, из введенных в 2011 году, стандартов, а также каждого, из планируемых ввести до 2014 года, акционерам ОАО ГМК «Норильский никель» обошлась в 150 млн. руб. Видимо по этой причине российские предприниматели не очень стремятся вкладывать средства в инновационные разработки.

 

Вместе с тем, организаторы этой неэффективной работы, оказались весьма удачливыми учеными, бизнесменами, политиками, экономистами и юристами, так например, бывший генеральный директор ОАО ГМК «Норильский никель» стал кандидатом в Президенты Российской Федерации, а бывший генеральный директор ООО « НИК НЭП » в 2011 году общим собранием РАН за выдающиеся заслуги в области экономики избран действительным членом.

 

Банкротство НИК НЭП завершено. Кроме сотрудников НИК НЭП (погашено 50% долга) никому из конкурсных кредиторов не было выплачено ни одного рубля. Мы обязательно будем следить за успехами фигурантов этого дела. Может быть, нам на этом примере, удастся понять, что же движет инновационным развитием в нашей стране и как работает «водородная копеечка».

Если подсчитать количество человек, принявших участие в ликвидации ООО НИК НЭП то выяснится, что их количество будет превышать 100 челове. А сколько еще людей пассивно наблюдали за этим процессом со стороны.  То есть эти люди, на словах стоящие за модернизацию национальной экономики, на деле оказались участниками ее торможения. Этот пример показывает, что в нашем  обществе, в некоторых отраслях имеются тенденции, которые   скорее всего можно охарактеризовать трендом  "нормально тормозящее", чем "нормально ускоряющееся". Наверное имеются и другие примеры более оптимистичные по своей сути, будем надеяться, что их горазо больше!

 

Продолжение. Часть 6.

Возврат на 1 стр.

 
< Пред.   След. >