О состоянии и задачах стандартизации в сфере водородных технологий |
П.Б. Шелищ, А.Ю. Раменский Одним из важнейших направлений защиты окружающей воздушной среды, особенно в больших городах, и борьбы с изменением климата является развитие водородной энергетики. По мнению многих ученых, государственных и общественных деятелей переход экономики на водородную энергетическую основу (вместо углеводородной) сможет обеспечить устойчивое развитие человеческой цивилизации в обозримом будущем. Как и в любой другой инновационной области, в водородной энергетике скорость промышленного и коммерческого освоения новых разработок существенно зависит от уровня и качества стандартизации. Следует признать, что с этой точки зрения Россия в настоящее время не благоприятна для практического использования водородных технологий. Так, в Общероссийском классификаторе стандартов в разделе 27. Энергетика и теплотехника предусмотрены классы 27.070 Топливные элементы и 27.080 Водородные технологии, однако в них сейчас нет ни одного стандарта. Между тем, ИСО и МЭК за последние 10 лет приняли свыше двух десятков международных стандартов в области водородных технологий, включая топливные элементы. Поэтому неотложным условием правильного развития водородной энергетики в России мы считаем скорейшую имплементацию этих стандартов путем принятия национальных стандартов ГОСТ Р на их основе. А для обеспечения достойной роли России в глобальном процессе развития водородной энергетики очень важно скорейшее включение российских специалистов в разработку международных стандартов в этой области. Именно так ставит перед собой задачи Технический комитет №29 «Водородные технологии», созданный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 марта 2008 года № 542. Сейчас в России имеется более 1,5 тыс. национальных стандартов в области энергетического и электротехнического оборудования. Часть стандартов устанавливают технические требования к газам, используемым в химической, фармацевтической, электронной, металлургической промышленности, связи и энергетике. Два из них касаются непосредственно водорода: ГОСТ 3022-80 «Водород технический. Технические условия.» и ГОСТ Р 51673-2000 «Водород газообразный чистый. Технические условия.» Вполне актуальны для большинства водородных технологий ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на Рр<=19,6 МПа (200 кгс/см кв.). Технические условия.» и ГОСТ 12247-80 «Баллоны стальные бесшовные большого объема для газов на Рр 31,4 и 39,2 МПа (320 и 400 кгс/см кв.). Технические условия.» И, разумеется, для всех технологий производства, хранения, транспортировки и использования водорода актуальны ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.» и стандарты, регулирующие транспортировку опасных грузов. Уникальный отечественный опыт нормирования безопасности при работе с водородом формировался (в виде отраслевых норм и правил) в основном в ракетной и химической отраслях на крупномасштабных объектах в условиях слабых ресурсных ограничений и мало применим для бытовых автономных энергоустановок на топливных элементах или автомобилей, использующих водород в качестве топлива, и для необходимой им инфраструктуры производства, хранения и транспортировки водорода, обслуживания и ремонта водородных устройств и систем. Точнее, перенос этого опыта на условия массового использования водородных технологий просто лишил бы водородную экономику какой-либо перспективы. Но и отсутствие нормативной базы, основу которой в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» должен составить специальный технический регламент, отнюдь не способствует формированию российской водородной экономики. Это обстоятельство побудило Национальную ассоциацию водородной энергетики (НАВЭ) совместно с Национальной инновационной компанией «Новые энергетические проекты» (дочерняя компания ГМК «Норильский никель»), Инженерно-техническим центром "Водородные технологии" и профильными комитетами Государственной Думы организовать подготовку проекта федерального закона – технического регламента по безопасности водородных устройств и систем. При этом разработчики опирались как на отечественный, так и на немалый зарубежный опыт последних лет, подтверждающий необходимость дифференциации требований к оборудованию в зависимости от количества используемого, транспортируемого, хранимого или производимого им водорода. В проекте отдельная глава посвящена безопасности топливных элементов. После публичного обсуждения проекта в ноябре 2007 года он был внесен в Государственную Думу председателями двух думских комитетов, в сфере ведения которых находились промышленность и энергетика, М.Л. Шаккумом и В.А.Язевым и одним из авторов этой статьи. Предположительно проект может быть принят Госдумой в осеннюю сессию сего года, а к настоящему времени НАВЭ подготовлен к публичному обсуждению проект технического регламента по безопасности энергетических установок на основе топливных элементов. Параллельно с этой работой НАВЭ совместно с ТК 29 «Водородные технологии» сформировали план создания национальных стандартов в этой области. Ряд первоочередных проектов был включен в Национальную программу стандартизации на 2009 год. Кратко охарактеризуем эти стандарты. ГОСТ Р ИСО 16110-1 «Водородные генераторы на основе технологий переработки топлива. Часть 1. Безопасность». Проект разрабатывается на основе международного стандарта ISO 16110 «Hydrogen generators using fuel processing technologies. Part 1: Safety» и предназначается для его прямого применения в национальной системе стандартизации. В нем содержатся требования безопасности при работе с автономными водородными генераторами мощностью менее 400 м3/ч при 0 °C и 101,325 кПа, преобразующими подаваемое топливо в водородсодержащий газ, состав и условия которого пригодны для устройств и систем, использующих водород (например, энергетическая установка с топливными элементами, или система компрессии, хранения и транспортировки водорода). ГОСТ Р ИСО 16111 «Передвижные устройства и системы для хранения водорода на основе гидридов металлов». Проект разрабатывается на основе международного стандарта ISO 16111:2006(E) «Transportable gas storage devices – Hydrogen absorbed in reversible metal hydride» и предназначен для его прямого применения в национальной системе стандартизации. Он определяет требования безопасности при проектировании и использовании устройств и систем для хранения газообразного водорода и распространяется на гидридные устройства и системы, предназначенные для транспортировки водорода. Стандарт не распространяется на бортовые системы транспортных средств, работающих на водороде. ГОСТ Р ИСО 17268 «Соединительные устройства для многократной заправки сжатым водородом наземных транспортных средств» Проект разработан на основе Международного стандарта ISO 17268:2006(E) «Compressed hydrogen surface vehicle refuelling connection devices» и предназначен для его прямого применения в национальной системе стандартизации. Он распространяется на проектирование, изготовление и эксплуатацию соединительных устройств для заправки наземных транспортных средств сжатым водородом. ГОСТ Р ИСО 23273-1 «Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования техники безопасности. Часть 1. Функциональная безопасность транспортного средства». Проект разрабатывается на основе международного стандарта ISO 23273-1:2006(E) «Fuel cell road vehicles ─ Safety specifications ─ Part 1: Vehicle functional safety» и предназначается для его прямого применения в национальной системе стандартизации. Настоящий стандарт распространяется на дорожные транспортные средства на топливных элементах, в которых максимальное рабочее напряжение в бортовых электрических схемах не превышает 1000В переменного тока или 1500В постоянного тока в соответствии с национальными или международными стандартами и/или требованиями законодательства. Он устанавливает основные требования к транспортным средствам на топливных элементах. ГОСТ Р ИСО 23273- 2 «Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования техники безопасности. Часть 2. Защита от опасностей, связанных с использованием водорода, в транспортных средствах, работающих на водородном топливе». Проект разрабатывается на основе международного стандарта ISO 23273-2:2006(E) «Fuel cell road vehicles ─ Safety specifications — Part 2: Protection against hydrogen hazards for vehicles fuelled with compressed hydrogen» и предназначен для его прямого применения в национальной системе стандартизации. Он распространяется на дорожные транспортные средства на топливных элементах (ТСТЭ), в которых используется сжатый водород, и устанавливает основные требования к транспортным средствам на топливных элементах, касающиеся защиты людей и окружающей среды внутри и снаружи транспортного средства от опасностей, связанных с использованием водорода. В 2010 году НАВЭ планирует приступить в соответствии с Национальной программой стандартизации к разработке проектов следующей серии стандартов: ГОСТ Р ИСО 14687 «Топливо водородное. Технические условия на продукцию» Проект планируется разработать на основе Международного стандарта ISO 14687:1999 (E) «Hydrogen fuel — Product specification». Он будет предназначаться для прямого применения в национальной системе стандартизации и определять характеристики качества водородного топлива, обеспечивающие единообразие водородной продукции, производящейся и распределяемой для ипользования в транспортных средствах, бытовых электроприборах и при других применениях водорода в качестве топлива. ГОСТ Р 15916 «Основные требования безопасности систем с использованием водорода». Проект планируется разработать на основе международного стандарта ISO 23273-3:2006(E) ISO/TR 15916:2004 «Basic considerations for the safety of hydrogen systems» Проект будет выполнен в виде рекомендаций по стандартизации на базе аутентичного перевода технического отчета международного стандарта. ГОСТ Р 23274-3 «Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Требования техники безопасности. Часть 3. Защита людей от поражения электрическим током». Проект планируется разработать на основе международного стандарта ISO 23273-3:2006(E)Fuel cell road vehicles ─ Safety specifications ─ Part 3: Protection of persons against electric shock». Он будет предназначаться для прямого применения в национальной системе стандартизации и распространяться на бортовые электрические схемы с рабочим напряжением от 25В до 1000В переменного тока или от 60В до 1500В постоянного тока. Стандарт должен установить основные требования к транспортным средствам на топливных элементах (ТСТЭ), касающиеся защиты людей и окружающей среды внутри и снаружи транспортного средства от поражения электрическим током, и не будет распространяться на ТСТЭ, соединенные с внешним источником электропитания, а также на защиту компонентов, изготовление, техническое обслуживание и ремонт ТСТЭ. Упомянутые выше базовые международные стандарты разработаны и утверждены Техническим комитетом № 197 «Водородные технологии» ИСО, в котором в качестве членов представлена 21 страна: Аргентина, Австрия, Бельгия, Китай, Дания, Египет, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Канада, Корея, Нидерланды, Норвегия, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, США, Великобритания. В качестве наблюдателей в комитете представлены Австралия, Бразилия, Чешская республика, Финляндия, Гонконг (Китай); Венгрия, Ямайка, Ливийская Арабская Джамахирия, Сербия, Тайланд, Турция. Помимо упомянутых ранее стандартов, которые планируется имплементировать в национальную систему стандартизации, ТК 197 ИСО к настоящему времени подготовил либо ведет разработку ряда новых проектов международных стандартов, связанных с производством, транспортировкой, хранением и использованием водорода. В таблице приведен перечень тех международных стандартов, которые могут быть использованы при формировании российской нормативно-техничекой базы и законодательства. 1 ISO-14687-2 Топливо водородное. Технические условия на продукцию. Часть 2. Протонообменные мембраны (PEM) топливных элементов для автотранспортных средств. 2 ISO-16110-2 Водородные генераторы с использованием технологии обработки топлива. Часть 2. Процедуры определения эффективности. 3 ISO-20100 Водород газообразный. Автомобильные заправочные станции. 4 ISO-22734-1 Водородные генераторы с использованием технологии электролиза воды, процесс - Часть 1: Промышленное и коммерческое применение. 5 ISO-22734-2 Водородные генераторы с использованием технологии электролиза воды, процесс - Часть 2: Бытовое применение. 6 ISO-23828 Дорожные транспортные средства на топливных элементах. - Измерение топливной экономичности - автомобили, использующие сжатый водород. Международной стандартизацией в области топливных элементов также активно занимается Международная электротехническая комиссия (МЭК), где создан Технический комитет №105 «Технологии топливных элементов». Членами комитета являются представители 15 стран: Великобритании, Германии, Дании, Израиля, Испании, Италии, Канады, Китая, Кореи, Нидерландов, США, Франции, Швеции, Швейцарии, Японии. В качестве наблюдателей в комитете представлены Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Египет, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Тайланд, Чешская республика, Финляндия. К настоящему времени ТК 105 также разработал и утвердил ряд стандартов, касающихся топливных элементов. 1 МЭК 62282-1 Технологии топливных элементов. Часть 1: Терминология. 2 МЭК 62282-2 Технологии топливных элементов. Часть 2: Модули топливных элементов. 3 МЭК 62282-3-1 Технологии топливных элементов. Часть 3-1: Стационарные энергоустановки на топливных элементах. Безопасность. 4. МЭК 62282-3-2 Технологии топливных элементов. Часть 3-2: Стационарные системы питания от топливных батарей. Методы испытания технических характеристик. 5. МЭК 62282-3-3 Технологии топливных элементов. Часть 3-3: Системы питания стационарных топливных батарей. Монтаж. 6. МЭК 62282-5-1 Технологии топливных элементов. Часть 5-1: Системы питания от переносных топливных батарей. Безопасность. 7. МЭК 62282-6-1 Технологии производства топливных элементов. Часть 6-1: Системы питания топливных микробатарей. Безопасность 8. МЭК 62282-6-200 Технологии производства топливных элементов. Часть 6-200: Системы питания топливных микробатарей. Методы испытаний рабочих характеристик. В последнее время комитеты ИСО и МЭК разрабатывают новые документы в области водородных технологий и топливных элементов не только независимо друг от друга, но и согласованно, а в некоторых случаях совместно. В частности, по инициативе Технического комитета №197 «Водородные технологии» разрабатывается проект стандарта ISO/DIS 26142 «Hydrogen detection apparatus» (Аппаратура обнаружения водорода). Проект разрабатывается рабочей группой №13, в состав которой входят и представители российского технического комитета №29 «Водородные технологии». Однако достигнутый уровень участия России в международной стандартизации в этой области явно не соответствует претензиям на заметную роль нашей страны в формирующемся «водородном» рынке в качестве не только потребителя новых технологий и оборудования, но и их поставщика. Поэтому первоочередную задачу мы видим сейчас в привлечении внимания высших органов государственной власти к водородным технологиям и их стандартизации и в более активном вовлечении в эту сферу российского бизнеса. |
< Пред. | След. > |
---|